Blossom.hx: Growing Haxe Together, Phil Chertok

В этом году у Haxe Foundation появился директор по маркетингу - Фил Черток, который в своем докладе рассказал о планах по популяризации языка и работе с сообществом.

Видеоверсия доклада как обычно доступна на официальном сайте Haxe.

Начал Фил с небольшого рассказа о себе: работал во многих областях (разработка под Flash, работал с Unity и Unreal Engine, преподавал в университете). В области Digital Marketing - c 2007 года, так что является подходящим человеком для новой должности.

Работать с Haxe он начал, когда в General Electric появилась необходимость в кроссплатформенном клиенте для их внутренней платформы дистрибуции приложений (что-то вроде аналога Steam :)

Концепция его программы по популяризации языка выражается тремя словами:

Engage. Educate. Expand.

Если попытаться перевести на русский, то получится что-то вроде:

Вовлечение. Обучение. Распространение.

Развиваться и распространяться означает:

  • увеличение количества пользователей (программистов и сопричастных);
  • развитие партнерских отношений. В качестве примера Фил привел партнерство с компанией FlowPlay, которая спонсировала проведение конференции.

Как же этого добиться?

Для этого нужно провести исследование, чтобы лучше понимать потребности сообщества: кто и как использует Haxe и библиотеки, в каких областях разработки ПО (gamedev, webdev, образование и т.д.), а также особенности использования Haxe в этих областях.

И первое, что Фил собирается предпринять в этом направлении - провести всесторонний анализ по данным вопросам.

Фил упомянул опрос, который провел Энди Ли 3 года назад. Из него можно почерпнуть много интересного, однако, он значительно устарел. Поэтому Фил хочет актуализировать данные, для этого на сайте появился опрос пользователей Haxe (отвечать на все вопросы необязательно). Такие опросы планируется проводить 1-2 раза в год, чтобы можно было видеть динамику потребностей сообщества и его рост.

Также Фил провел анализ использования официального сайта Haxe:

  • наиболее популярным является раздел рецептов. Что можно интерпретировать как то, что множество людей пробуют работать с Haxe и, возможно, продолжат работать с ним и дальше;
  • также популярен раздел сайта с примерами применения Haxe.
  • посетителям сайта наиболее интересно применение Haxe для разработки игр;
  • интерес к использованию Haxe при разработке для настольных и для мобильных платформ примерно одинаков;
  • за последние полгода количество пользователей из Северной Америки примерно сравнялось с количеством пользователей из Европы, что для Фила стало небольшим открытием, т.к. логично было бы предположить, что основная база пользователей приходит из Европы (т.к. изначально язык родился и использовался европейскими разработчиками).

После того, как мы узнаем потребности сообщества, мы можем помочь ему, предложив пути решения проблем, которые Haxe и его экосистема предоставляет.

В качестве примера Фил опять же привел компанию FlowPlay, которая нуждалась в решении проблемы перехода с Flash на HTML5 и мобильные платформы. При этом Haxe изначально не был однозначным фаворитом - рассматривался и вариант использования Unity3D.

Поэтому Фил считает, что привлечь новых пользователей можно именно такими историями, предлагая решение для существующих крупных проблем, стоящих перед командами разработчиков.

Также по мнению Фила для предоставления знаний новым пользователям необходимо улучшить документацию, куда входят:

  • вводные уроки;
  • обновление существующих и добавление новых рецептов кода;
  • больше примеров на try.haxe.org;
  • улучшение документации (не только на сайте Haxe, но и документации для сторонних библиотек);
  • улучшение структуры сайта Haxe, добавление новых материалов о том, как используется Haxe и какие проблемы он помогает решить. Для этого Фил собирается написать ряд статей и предлагает всем желающим поучаствовать;
  • Фил рассматривает возможность создания обучающего курса, но пока не уверен в его целесообразности, а также не ясно какую предметную область для него (курса) выбрать. Для этого Филу нужна наша обратная связь.

Далее необходимо решить задачу вовлечения пользователей (как новых, так и старых).

Данная задача тесно связана с задачей предоставления знаний пользователям, т.к. улучшение документации упростит процесс обучения и их дальнейшего вовлечения в жизнь сообщества (отсутствие документации часто отталкивает новых пользователей).

Кроме того, планируется выпускать статьи на сайте на регулярной основе (а не так, как раньше, когда статьи в блоге выходили очень редко). Первым таким материалом от Фила стала статья, в которой кратко пересказывается доклад компании FlowPlay про переход с ActionScript 3 на Haxe.

Также Фил начал активнее публиковать посты в твиттере, где он часто делится ссылками на полезные статьи, созданные пользователями, например на еженедельные обзоры новостей мира Haxe от Skial Bainn.

Фил также планирует активно работать с сообществом, оперативно отвечать на вопросы пользователей на форума и на StackOverflow (хотя не обещает, что сможет помочь в случае каких-либо уж очень специфичных проблем, но постарается дать ссылки в нужном направлении).

Как уже говорилось, у Haxe есть проблемы с документацией, и Фил собирается плотно заняться этим вопросом, он будет работать на улучшением мануалов, доков по API и т.д. Также он собирается помогать с написанием документации и для сторонних библиотек и инструментов, и призвал обращаться к нему за помощью в этом деле.

Отдельно Фил остановился на поддержке IDE для Haxe, т.к. наличие инструментов для разработчиков является одним из факторов, определяющих продолжит ли пользователь работать с языком или нет.

Филу нравится работать с HaxeDevelop / FlashDevelop, но главным их недостатком является то, что они работают только под Windows.

IntelliJ Idea - отличный инструмент для профессионалов со множеством встроенных инструментов, но эта IDE не слишком дружелюбна к новичкам, а также довольно прожорлива в отношении системных ресурсов.

Haxe Foundation сделало свой выбор в пользу VSCode, т.к. он очень быстр в работе, для него существует огромное количество различных расширений (которые относительно просто писать), он кроссплатформенный, прост в освоении (дружелюбен к новичкам).

Для поддержки Haxe в VSCode силами сообщества создано расширение VSHaxe  (работа над данным расширением ведется очень активно, в него постоянно добавляются все новые и новые фичи, имеется отладчик для Flash, JS и HaskLink).

И еще один пункт для вовлечения людей - это проведение различных мероприятий (как онлайн, так и оффлайн): соревнований, джемов, семинаров и докладов (в том числе и от разработчиков языка) и т.д.

Темы обучения и вовлечения пользователей тесно связаны с ростом сообщества: создание обучающих материалов упрощает новичкам вход в Haxe, после чего им проще будет самим внести свой вклад в создание новых материалов, что в свою очередь должно опять же увеличить объем имеющихся знаний и еще более упростить вход новичкам и так далее.

Также Фил не хочет, чтобы силы Haxe Foundation распылялись на все возможные задачи и направления, и вместо этого считает необходимым заниматься ими в порядке, который должен определяться исходя из проблем, с которыми сталкиваются как партнеры Haxe Foundation, так и разработчики популярных библиотек (например, OpenFL).

Рост сообщества невозможен без участия самого сообщества, то есть нас с вами :) Только так Haxe сможет расти дальше, а не оставаться крутым, но малоизвестным языком.

Фил призывает к активному участию в жизни сообщества, к участию в обсуждениях на форумах и в Slack’е о том, чего не хватает в Haxe (новые фичи, проблемы с документацией, проблемы с какими-либо существующими библиотеками или отсутствие экстернов к библиотекам на JavaScript, C++ и т.д.).

Фил считает, что у Haxe есть большой потенциал к росту и что это была не единственная конференция в США, и будет еще.

И одной самых амбициозных задач, которые перед собой ставит Фил - это вывести Haxe в список самых популярных языков на StackOverflow. Пожелаем ему успеха, но не будем забывать, что и мы должны сыграть свою роль в этом предприятии!